Фото: Татьяна Вишневская
Евгения Бабкина

Инвалид по зрению. Вяжет с 4х лет. Национальный эксперт абилимпикса по вязанию спицами. Сооснователь Чуделькиной школы обучающая волонтеров, в том числе с ОВЗ, вязанию на спицах и крючком изделий для перинатальных центров, для дома ветеранов, детских домов.

"Сертифицированный специалист по вязанию спицами! В волонтерской деятельности с 2015 года. Вяжу для: - детей, рождённых раньше срока с экстремально низким весом; - для пациентов онкологического диспансера; - для пожилых людей в социальных учреждениях; - для детей из детских домов. Провожу обучающие мастер-классы по вязанию различных изделий, мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству для людей с ОВЗ и людей в возрасте 55+.
Также являюсь сооснователем сообщества "Чуделькина школа" - социально-ориентированного проекта для жителей Красноярского края и Республики Тыва.
Неоднократный победитель регионального и национального этапа конкурса профессионального мастерства для инвалидов и людей с ОВЗ "Абилимпикс". Член основного состава "Национальной сборной Российской федерации "Абилимпикс". Региональный и национальный эксперт чемпионатного движения "Абилимпикс", заместитель главного эксперта отборочного этапа национального чемпионата "Абилимпикс 2023"в компетенции "Вязание спицами"
Не важно быть важным - важно быть нужным!!!"
-Здравствуйте Евгения! у вас чуделька чудесная - вот эта осминожка. Я посмотрела, полазила по вашему контакту, вы очень активно работаете с ребятишками ментальщиками, да?
- Не только. Наш проект «чуделькина школа» - это не я одна. Мы знакомы уже очень давно, спина к спине, встали и пошли. Мы работаем с людьми с ОВЗ, нозология значения не имеет. Мы работаем с категорией возрастной 55+, с обычными людьми. И по мере возможности стараемся, чтобы одни пересеклись с другими.
- Перед началом интервью вы рассказывали, что вы сертифицированный…
- Сертифицированный специалист в компетенции по вязанию спицами. Я вязальщица, так сказать, есть удостоверение вязальщицы трикотажных изделий второго разряда.
- Это машинки?
- Нет, третий разряд - это уже машинное вязание, а первый-второй – это ручное вязание.
- Вы вяжете вслепую? Какие-то ассистивные технологии присутствуют?
- Скажем так, что мне мой навык позволяет эти штуки использовать достаточно редко, но, когда человек начинает обучаться этому виду декоративного творчества... Я называю это декоративно- прикладное творчество, все-равно. Хотя там и дизайн изделия есть. Там всё есть. Есть определенные «хитрушки», которые позволяют не просчитаться. Называются они: маркеры, ограничители, контрастные указатели. Также как в ориентировании по местности. То есть, та тактильная вещь, которая поможет не совершить ошибку, когда ты делаешь. То есть, ты вяжешь, а дальше надо что-то сделать перевернуть, повернуть, завернуть.
- Ещё, когда мы с вами разговаривали, вы упомянули, что «я знаю преимущество своего состояния». Вот о чём вы? Что вы имели ввиду?
- Допустим, мне при вязании без разницы какого цвета пряжа. Потому что, например, пряжа тёмных оттенков, как правило, “Тяжелая” – когда она попадает в руки обычного человека, человек начинает чесать затылок – «а как с ней работать?». А мне, простите за выражение, по барабану!
- Помимо того, что вам без разницы какого цвета вязать, что вы ещё можете выделить как преимущество?
- Я не обычный слабовидящий товарищ, я слишком хорошо адаптирована к окружающей среде. Я могу чувствовать телом, всё равно, даже если у меня рядом не будет трости, я найду выход и вход, то есть, у меня вместо трости идёт правая нога. Я ей проверяю, куда мне наступить. Не каждому это дано.
- Это больше про интуицию?
- Да, это интуиция. Но я не знаю это интуиция или не интуиция, но я выросла в среде нормальных людей, училась в нормальной школе, без особых преференций, привилегий и всего остального. Ещё и получая по голове.
- Это вам помогло? Как-то закалило?
- Да, конечно. Потому что там много чего было, особенно в выпускных классах, со стороны педагогического коллектива. Я училась, несмотря на плохое зрение, в гуманитарном классе –
10-11 класс. Это чтение. У нас была именно гуманитарная программа, и наш класс сотрудничал с высшим учебным заведением. По результатам сданных нами экзаменов, можно было напрямую туда попасть, не сдавая вступительные. Приезжала приёмная комиссия из этого ВУЗа к нам в школу, принимала у нас одновременно и выпускные и такие экзамены, скажем так. И люди из комиссии, которые слегонца отметили это дело, сказали мне открытым текстом: «нам слепые на филфаке не нужны». Это была, так скажем, первая взрослая оплеуха.
- Эта ситуация во что-то вылилась?
- Нет. В дальнейшем я просто поступила на другой факультет и всё. Я в принципе даже не знаю, как бы сложилась жизнь в той или иной ситуации, но мне в принципе и там нормально. Я отучилась, закончила.
- Но это было действительно обидно? Вся эта ситуация?
- У меня мама очень мудрый человек в этой ситуации, сказала: “Да пошли они в лес”
- Прекрасно. Прекрасный свет от мамы.


- Получается, вы учились в обычной школе и в институт пошли независимо от проблем со зрением?
- Они(проблемы) были довольно выраженные уже в то время. Дело в том, что в 80-е годы у нас не было как такого понятия инклюзивное образование. Не было льгот при поступлении. То, что сейчас есть. Всё на общих основаниях. Хочешь учиться? - Будешь учиться. Не хочешь учиться. Никто не тянул, не помогал. Иногда спорили с преподавателями. В институте была тройка по английскому и по философии. Однажды мы с преподавателем столкнулись по Канту. У нее своё видение его философской мысли, у меня своё. Мы с ней столкнулись, и ей это дело не понравилось, потому что у меня аргументация была, видимо, чуток сильнее. Она мне сказала: “выше тройки не поставлю”. Мы повозмущались, но ладно, фиг с ним, философия не столько такой предмет, чтобы на него обращать особое внимание, но судьба-злодейка - через 3 года мне пришлось сдавать кандидатский минимум. Это философия, история науки и Англий.
- А работали, работаете вы кем?
- В настоящий момент я неработающий товарищ. Занимаюсь социально-значимой деятельностью.
- Некоммерческая организация?
- Нет, у нас просто общественная организация, кучка «раненых на голову» тёток, которые пытаются причинить добро. Ну, а как ещё назвать? Дело в том, что мы устраиваем вот эти все творческие мастер классы, которые мы организуем, проводим. Они адаптированы абсолютно для любых людей. Если это люди, у которых с опорно-двигательным аппаратом, с руками все хорошо, они проходят весь цикл изготовления изделия. Если есть какие-то тонкости нарушения, мы сделаем всё. Результат у всех один и тот же. Делаем какие-то заготовки, с которыми человек с той или иной нозологией может не справиться.

- Это больше про реабилитацию или просто творчество?
- Это и то, и другое, потому что в данном случае - творчество, оно помогает социокультурной реабилитации человека. У нас волонтёрское сообщество, основанное абсолютно на добровольчестве. На полном. Причём, если человек просто освоит какой-то вид деятельности, но мне же, допустим, тоже неинтересно научить человека только для его интереса. Мне нужно, чтобы человек тоже какую-то отдачу давал. Мы обучаем на примере вязания изделий для недоношенных детей. Носочки простенькие, шапочки, пледы, потому что в ходе выполнения этих изделий, есть возможности познакомить человека с разными эффектами, с разными техниками, с разными элементами, с разной степенью сложности. Если этот крючок, то у нас это игрушки-камфордеры. Поверьте, спиральку связать может далеко не каждый.
- Верю. У меня тоже есть такая история - с вами, наверное, занимается мама моей приятельницы. И вот мама на пенсии, чем маму занять? И вот её дочка такая, сказала: “мама, тебе нужно полезное хобби”. И мама настолько прониклась, она на все собрания ходит, и вяжет, и участвует. Причём она пережила онкологию. И вот - и пенсия, и онкология. Вот ваше сообщество её выручает и вдохновляет!
- Дело в том, что вязание- это своеобразный наркотик, особенно, если получается. Потому что, во-первых, пряжа качественная, хорошая. Она даёт особый кайф на тактильные ощущения. Когда я человека учу вязать, я учу даже зрячего не смотреть, а чувствовать для того, чтобы получилось. Допустим, у зрячего все-равно есть орган зрения, которым он пользуется, тут уже ничего не сделаешь, да и зачем. И это та методика, чтобы он именно чувствовал, что делает и, когда начинает получаться, нужно просто наблюдать за этим человеком, следить за его эмоциями.

- Скажите, какие мифы от слепых вы слышали?
- Буквально недавно столкнулась с тем, что, если человек незрячий или слабовидящий, он обязан ходить с тростью. Ничего подобного.
- То есть может разная степень быть?
- Да. Во-первых, разная степень, разная степень адаптации, разная степень потери функции органа зрения. Как человек, обладающий достаточно низким зрением, я все равно, ну у меня сейчас, идет борьба с моими тараканами, мы пытаемся с тростью подружиться.
- С чем это связано? Это как есть, допустим мамы детей с ДЦП, которые до последнего времени возят детей в детских колясках. Если я посадила его в инвалидную, значит всё капец. Или это значит что-то другое?
- Здесь маленько другое. Допустим, коляски для детей с ДЦП - они имеют особую анатомическую конструкцию, чтобы у ребёнка меньше искажалось. А тут это больше вопрос восприятия. Исходя из вот этой вот особенности. То есть я уже ломаная-переломанная, шитая-зашитая и перешитая. Но тем не менее, у меня стоит психологический барьер, чтобы идти с тростью. Я.. допустим то, что вот я говорила, что у меня правая нога - нога-трость. Именно правая. Потому что у меня шаг идет с правой ноги, и я правой ногой проверяю, куда мне наступить. Для многих этот нюанс он незаметен. Попадая в какое-то незнакомое помещение, где мебель не контрастная, я могу предположить, что стоит стул, и я рукой проверю его высоту. Но обычно люди таких нюансов не замечают.
- Как вы думаете - что вы можете дать Сообществу людей, без проблем зрения? можно сказать, что вы можете научить взять любого, правильно?
- Да. Например, у нас была площадка на региональном абилимпиксе. Как раз мастер классы. У нас получилось так, что мы думали, ладно, выставимся, посидим, да и все. А в результате это была самая посещаемая площадка.
- А в более широком смысле, как думаете? Чем незрячие могут быть полезны миру зрячих? Чем готовы поделиться?
- Мироощущением в особенности. Особенностей много. Наш мир в чем-то богаче. Запахи, звуки, тактильные ощущения. В жизни обостренная тактильность очень помогает.
- Кому бы вы сказали спасибо и за что?
- Родителям прежде всего. Мудрость мамы и поддержка отца. Мама у меня бесконечно мудрый человек. Она, допустим, какие-то если проблемы, у меня намечались… У меня была какая особенность - если я получила тройку-двойку, я прихожу домой, у меня сумка в одну сторону, башмаки в другу. Такие-сякие, “что? двойку получила? Ага”. Но это было раза 3 за всю учебу.


- На самом деле хочу поделиться своим ощущением вас. Я бы не сказала, что вы сильно относитесь к сообществу слабовидящих, вы больше действительно...
-Везде?
- Да, вы везде, вы какая-то интернациональная что ли, и мне кажется, что это для вас важно, и вы хотите, чтобы вас так воспринимали, и я действительно вас так воспринимаю.
- Да, в принципе у меня желание, оно само так складывается. Случайности не случайны.
- Я уж и не знаю, может быть в силу того, что вы учились в обществе, не замыкались в каком-то своём диагнозе.
- А для чего замыкаться?
- Кому-то, знаете, так комфортнее, удобнее.
- Возможно да, это удобнее. Потому что у многих есть такой стереотип, мне все обязаны. Но такого нет в жизни.

Автор интервью: Алёна Рябцева