Фото: Татьяна Вишневская
Степан Кузнецов

Инвалид по зрению 1гр. Руководитель клуба по обучению инвалидов по зрению компьютерным технологиям, тренер проектов «универсальный мобильный помощник» и «Школа ТифлоIT». Имеет постоянную работу.

Кузнецов Степан Владимирович, инвалид по зрению 1гр. Руководитель клуба по обучению инвалидов по зрению компьютерным технологиям, тренер проектов «универсальный мобильный помощник» и «Школа ТифлоIT». Имеет постоянную работу.

Поет в вокальном ансамбле, играет на музыкальных инструментах , выступает на сцене, участвует во всероссийских конкурсах. Несмотря ни на что путешествует и очень часто самостоятельно, даже в новом городе...
Очень добродушный, позитивный, веселый!

Любой незрячий пользователь, чья жажда знаний не позволяет усидеть на месте, сможет обучиться компьютерной грамотности. Степан научился сам, обучает других быть наставниками, использовать специальные программы для незрячих.
- Степан, расскажите, пожалуйста, о себе. Сколько вам лет?
- На данный момент мне 38 лет. Ну что о себе рассказать. Родился я в городе Красноярске. Родители у меня работали всю жизнь на шинном заводе. В возрасте трех лет, как любой ребёнок. Я поступил в детский сад.
- Это был специализированный садик?
- Да, специализированный садик. Его посещал. В возрасте 5 лет мама озаботилась, чтобы продолжать моё образование в Красноярской в специальной библиотеке. Ей посоветовал преподаватель, которая бы учила мне письмо по системе Брайля. Вот, и с этим преподавателем мы взаимодействовали, освоил я Брайля за год до школы. И мама меня побоялась в Абакан школу в интернат вести, ей далековато было вести. Вот, поэтому на тот момент существовало при УПП в Омске предприятие школа, вечерняя предприятие Новосибирской школы. Вот, и с преподавателями школы договорились. О том, что они возьмут меня экспериментально в первый класс. Выделили педагога для этого. Вот она со мной занималась на протяжении 3-5 лет. А потом школа в рамках предприятия, и в рамках вечерней школы, перестала существовать и трансформировалась в Красноярскую краевую школу интернат для незрячих, слабовидящих детей. И эту школу в 2002 году закончил. После школы поступил в Курский музыкальный колледж-интернат для слепых. А да, параллельно школьной, надо сказать, что я закончил седьмую детскую музыкальную школу по классу баяна. С баяном я с восьми лет сначала занимался у человека, который в обществе слепых вел самодеятельность, вел хор. И в 2002 году поступил в Красноярский музыкальный колледж.
- Вы там учились самостоятельно?
- В этот раз уже да, пришлось покидать родные пенаты в 18 лет. И туда нужно было поехать. И там уже оставаться. Жить в общежитии.
- Расскажите о своей жизни в общежитии. Какие-то сложности возникали? Как вообще все было организовано? Или это тоже было и есть заведение для слабовидящих?
- Это тоже заведение для слепых слабовидящих ребят. Ну как, на кабинетах, например, крупные обычные цифры, то есть можно было цифру пощупать. На некоторых были Брайльские таблички, на некоторых не было. Специализированность в том, что есть по Брайлю нотная литература в этом учебном заведении, есть кабинет для прослушивания музыки, специально если тебе что-то задали. Во внеурочную деятельность, вне время пар основных, ты мог бы пойти послушать какие-то радиопередачи, записи, какой-то классической музыки, скажем так. Ну, а что касается проживания сложностей, конечно, на тот момент общежитие не в самом лучшем состоянии, скажем так, находилось. Сейчас, конечно, там условия чуть-чуть, говорят, получше, ремонт сделали. Ну естественно, самому приходилось и за собой ухаживать, стирать, В разных комнатах я жил с разными ребятами, с кем-то мы даже комнату убирали, в общем-то самостоятельно, с кем-то не убирали. Так-то, в принципе, у них были технички, которые мыли полы какие-то вещи. Но даже в некоторых комнатах получается парни сами.
- А как готовили?
- Благо у нас было государственное обеспечение и завтрак, обед и ужин у нас был, но молодому растущему организму всегда не хватало. И поэтому пойдешь вечером что-нибудь купишь, приготовишь или просто банально - китайская лапша.
- Кто-то на это по-разному реагировал. В этом была некоторая ситуация.
- А после колледжа как?
- Конечно, были мечты сразу поступить после этого в ВУЗ, но подготовка для ВУЗа была, не очень, достаточная. Поэтому, в общем-то, я вернулся домой, ну, планировалось еще в другой город уехать, но тоже не сложилось. Вот, по личном, как говорится, обстоятельствам. Вот, поэтому вернулся в 2006 году домой. Не хотел сначала вообще связываться с музыкой. Устал я от нее за четыре года. Вот, попробовал себя на предприятии, тогда оно еще по имени функционировала.
- Какое предприятие?
- Вот Крастэц сейчас оно называется.
- Так там же шьют.
- Самое интересное, что две недели я отходил в качестве ученика швейного цеха. Ничего не получилось. Именно проблема была с… Тогда на тот момент шили наволочки... Ровных швов все-таки не получалось. Не очень хорошо адаптирована швейная машинка.
- Это какой год был?
- Это тоже 2006 год. Я летом в конце июня сдал выпускные экзамены. В июле я приехал, немножко отдохнул. И к началу августа я начал задумываться о том, что какую-то работу искать. В итоге швеи из меня не получилось. Хотя в принципе заштопать пуговицу пришить это как говорится, пожалуйста, а вот именно в таком профессиональном смысле.
- А вот эти вот социально-бытовые навыки, это кто помогает осваивать?
- Ну сейчас какие социально-бытовые навыки? Вот сейчас очень здорово выручают некоторая бытовая техника. Та же самая стиральная машинка, она уже автомат, собственно говоря. Но так получилось, что у нас управление в машинке механическое и мы выбрали для себя такой оптимальный режим, который устраивает наше большинство одежды, в общем-то нормально простирывает. И мы им пользуемся, собственно говоря. Сейчас появляться начинают машинки с управлением со смартфона.
- Швеёй не вышло, а дальше как было?
- После колледжа, после неудачного своего опыта в качестве швеи, я все-таки попробовал устроиться на работу в нашу школу, которую закончил. На тот момент повезло мне, что ушел преподаватель дополнительных дисциплин пения. Он ушел, тогда я пришел на его место. Меня распределили вести дополнительные уроки, дополнительное образования. Обучать детишек игре на баяне. Ну в принципе у меня была такая педагогическая практика небольшая в колледже, поэтому в принципе, как это делать я уже знал. И параллельно с 2007 года, через полгода меня заметила наша, сейчас уже, краевой председатель общества слепых, тогда она центральной местной организации занималась, возглавляла - Прудкова, она мне предложила вести занятия хора при местной организации. Получается, параллельно я работал в школе и занимался нашей научкой. Все это время с 2005 года по совету своего приятеля я изучал самостоятельно компьютер. Сначала с его подачи. Потом самостоятельно с помощью интернета.
- Это был интерес? потому что это как бы прикладной характер.
- Это был интерес. Я как бы с детства интересовался звуком, радио, этим всем. Радиорепортажами, была в мысль даже пойти учиться на звукорежиссера. Как раз вот после колледжа, но немножко не сложилось именно по подготовке. Нужна была вот для московского государственного специализированного института, нужна была серьезная подготовка.
- Есть такое, которое и звукорежиссеров?
- Да, у них есть в общем-то кафедра звукорежиссуры, незрячих людей они там до сих пор обучают. Ребята успешно закончившие и работающие по этой специальности.
- Кому-то удается, кто-то работает удаленно со зрячими коллективами, звукопродюсированием занимается. Вот мой хороший друг, мы с ним жили последние полгода моего четвертого курса, его первого курса в колледже, в одной комнате. Сейчас он живет в Минске, работает с группой из Санкт-Петербурга. Кто-то работает в наших предприятиях. Тоже хороший друг Иван Черенёв, работает на издательстве, которое издаёт говорящие книгу, цифровую, то есть аудиокниги и так далее. Работал на официальной интернет радиостанции Всероссийского общества слепых, то есть по-разному судьба этих ребят складывается. Вот, и так как я интересовался всегда звуком, я понимал, что компьютер нужно осваивать, и вот первый компьютер у меня появился в 2005 году. С этого момента я начал самостоятельно, и с помощью интернета, осваивать. Потом, параллельно работая общества слепых, со школой я расстался через полтора года по причинам того, что… Это было дополнительное образование, особо за подготовкой ребятишек. Для неурочной деятельности в школе не следили. Я от этого, честно говоря, немножко устал. Потому что, вроде как, концерты впереди есть, их готовить надо. А когда ребенок к тебе приходит каждый раз, как в первый раз, это утомляет, если честно. Получается занимался вот этим делом. Погружаясь все больше и больше в деятельность общества слепых, я предложил свои услуги в качестве заместителя, председателя общества. Ну, вот Валентина Ивановна тогда согласилась, направил меня на курсы менеджмента в социальной сфере. Есть такой у нас институт.
- Вы знали, что есть такой институт прежде чем предлагали?
- Нет.
- То есть открылась такая возможность?
- Тогда еще у этой организации не было образовательной лицензии, но это было подразделение общества слепых. Это институт повышения квалификации, подготовки кадров ОС РЕАКОМП. Название у него такое, потому что в себе он сочетал подготовку и руководящих кадров общества слепых, и компьютерную реабилитацию. То есть они первые создали адаптированное рабочее место в Аэрофлоте в начале 90-х годов. То есть человек работал у них с их подачей диспетчером. И когда я попал на обучение трехэтапное с 2010 по 2011 год. То есть два раза нужно было приехать в 2010 году, потом через год в 2011 году по весне и по осени. В этот момент в Красноярске шла подготовка к реализации формализовавшейся программы «Доступная среда». Была краевая подпрограмма, в рамках которой край закупил несколько адаптированных рабочих мест для обучения незрячих компьютерной грамотности. Их установили в центрах социального обслуживания по городу.
- Соответственно, у вас была бы вся эта информация?
- Да, обучили, преподаватель, но меня уже обучать в то время не надо было. Я уже на тот момент на общественных началах и незрячим помогал.

- Степан, как вы считаете, есть что-то такое, что слепые могут дать миру зрячих. Чему научить?
- Наверное, советом может быть Ну, опять же, я скатываюсь в свою техническую тему. Ведь ко мне обращаются за помощью не только незрячие люди. У меня есть сосед по даче, который сейчас вот… У него была такая длинная история. Сейчас он работает в Красноярском театре. Как он называется? В Красноярском музыкальном театре. Один из его актеров сейчас, правда, это уже режиссер, уехал на годовую практику в Волгоград. Он работал с… Наверное, пообщавшись со мной в свое время, по приглашению, он ставил спектакли… Сейчас боюсь соврать открытые сердца, или нет? Который в ДК правобережном. Да. Он ставил спектакли. Наверное, про него тоже скорее всего слышали. Василий Селюков есть такой. Начинающий молодой режиссер. И ему как-то я помогал, он коллекционировал, коллекционер страшной классической музыки с детства. Такую-то музыку я ему искал в интернете, потом помогал с техническим вопросом, с компьютером. Я в коммуналке жил, тоже соседи по поводу компьютерной техники обращались, в общем-то. Да, так со мной жизнь складывается, конечно, что в большей степени, конечно, я общаюсь в кругу незрячих людей, но если, допустим, судьба бы занесла бы меня работать, в общем-то, в зрячей среде, то тоже бы нашел, наверное, чем помочь. Ну и вот работаю я сейчас в центре социального обслуживания, работаю я там уже 12 лет, с 12-го года, ну, почти 12 лет. Тоже по мере сил сотрудникам стараюсь предлагать по крайней мере свою помощь. Не всегда, не все эту помощь принимают, собственно говоря.
- Помощь в смысле научить работать, пользоваться компьютером?
- Какую-то работу сделать с компьютером, на которую я могу, допустим, сделать. Ну, написать какой-то, оформить текст, куда-то отправить фотографии. Или, допустим, ну, грубо говоря, плохо работает компьютер, почему не попробовать оптимизировать работу в операционной системе.

- Скажите, какие мифы о слепых существуют?
- Ой, слушайте, с мифами о слепых сталкиваюсь регулярно, когда езжу в такси. Чего у меня только не спрашивали. Нужен ли мне, допустим, свет для чего-то? Как вы готовите? Как, я не знаю, как вы знакомитесь с девушками?
- Скажите, а есть какие-то преимущества у людей слабовидящих? Идеи, которыми не владеют люди со зрением хорошим?
- А это тоже от человека зависит. Ну не знаю, я стараюсь как бы внимательнее относиться к людям, обращать внимание, может быть даже порой излишне, на их реакцию, на их какое-то вот…Отношения к каким-то вещам. То есть стараюсь быть внимательнее к окружающим.

Автор интервью: Алёна Рябцева