Фото: Татьяна Вишневская
Лариса Шуйская

Двигательные ограничения.  Дизайнер. Участник Первой недели моды в Красноярске.
Финалист конкурса "Сибирские бренды"
Единственный в Красноярске создатель коллекции в технике Макраме.
- Здравствуйте. Итак, вас зовут Лариса Шуйская. Как считаете, мы можем говорить, что люди с инвалидностью – герои?
- Ну, себя точно героем не считаю. Это не геройство, это жизнь. Просто немножко в других, усложненных, обстоятельствах. Но она такая же обычная.
- Ваша первая мысль в голове, это когда это случилось. Что это, когда ты поняла, вот, «Оба-на, я встать не могу», что было, какие мысли?
- Шок, пожалуй. А потом… Вообще вот сейчас такое переосознание идёт. Вот у меня завтра день рождения. Я знаю, у кого я не возьму трубку. Если они мне всё-таки позвонят, я не возьму трубку. То есть это проверка на вшивость для друзей, для окружающих людей. То есть ну…
- Кто-то отвернулся?
- Я бы сказала все.
- А ты просила помощи?
- Нет, я не просила.
- Что помогло восстановить мобильность, как думаете?
- Ну, наверное, есть резерв, не должна была я лежать. Да и вообще - что-то с тобой случается, да, ты заболел, но ты же всегда у тебя цель выздороветь. Это в любом случае. Ты же не скажешь, что там, ой, ну всё. Хотя, когда я лежала… Когда я лежала в больнице, вообще посмотрела, что люди очень по-разному болеют. Просто кто-то вот реально… Ну, понятно, что у меня там люди в окружении, что многие не ходят в памперсах там и всё в это. Вот есть человек, который не ходит, не встает, вот он сам этот памперс свернул, приходит санитарка, она просто только вносит. А есть человек, который может ходить, но его страдания безмерны. Наверное, всё равно от какого-то стержня внутреннего зависит.

- Расскажи, пожалуйста, вот эта выставка, то есть ты в больнице, а тебе предложение поступило принять участие в выставке?
- Конкурс «Сибирские бренды».
- Это прямо конкурс был, ты не просто выставилась?
- Нет, это очень серьезный конкурс «Сибирские бренды». То есть там уровень, это приезжали и московские специалисты, эксперты. Неделя мода первая в Красноярске. Когда у нас сейчас наши, так сказать, конкуренты из-за границы уходят с рынка, то больше возможностей для развития нашей моды появилось. И наши дизайнеры. То есть у нас в Красноярске оказывается вообще море людей, которые творят.
Когда конкурс начался, я еще была на своих ногах, то есть это когда вот эскизная часть. Я прошла первый этап, потом меня накрыло и потом уже спасибо, что они…
- Не вычеркнули?
- Да, они не вычеркнули, я уже не могла присутствовать. Первые работы, которые я создавала, мама с дочкой носили, ну и как бы защитить я не могла, то есть я писала.
- В общем участие в конкурсе в удаленном режиме случилось?
- Ну да. Уже на самой неделе моды я на костылях уже присутствовала.
- Получается, ты включилась в проект, была какая-то эскизная часть, потом непосредственно изготовление модели. Вот это изготовление ты как раз уже лежала. Я так понимаю, ты же не… Ты лежишь такая, вяжешь, но у тебя картинка какая в голове? Что ты лежишь, они ходят? Или что было? Или все-таки ты знала, что ты придешь на выставку на своих ногах?
- Я верила в это.


- Творчество помогло в реабилитации?
- Да, я считаю. И вообще, как бы, о том, что в твоей жизни происходит, все не случайно. То есть макраме я начала заниматься буквально прошлой весной. И начала сразу с одежды. Это вот не маленькие какие-то для горшочков. А макраме понятие, это вот кашпо, это панно на стене. То есть я сразу с крупных форм, это первые полноценные, начала заниматься весной. И как бы умом-то понимаешь, что лежа на кровати, вот вязать мелким крючочком и вот этим заниматься, это было нереально. У меня только два положения было. Либо я на четвереньках могла стоять, либо я только на одном боку лежала, все остальные позы мне были недоступны.
- Скажи пожалуйста, физика понятна, там все равно какие-то мышцы включаются, надо дотянуться. Получается, что меньше концентрировалась на каких-то болевых ощущениях, думала, что там, как я там буду, надо связать коллекцию, надо закончить, да, сроки были?
- Во-первых, да, сроки у нас, то есть там первый этап эскизы, второй этап одну вещь представить, чтобы тебя к следующему этапу допустили. И уже если ты попадаешь в финал, то ты уже изготавливаешь коллекцию, там 6-7 вещей нужно изготовить.
- Сколько по времени одну вещь в среднем изготавливаешь?
- Трудно сказать, потому что я не сижу, допустим, и что я занимаюсь этой одной вещью. Но, вообще, если вот у меня перемкнуло, я могу 20 часов работать. Даже те четыре часа, которые ты поспать лёг, у тебя всё равно мозг работает. Ты просто просыпаешься, а у тебя уже какой-то… Кстати, многие вещи, которые я в конкурсах участвовал.
- Приснились?
- Да, пришли во сне. Я не скажу, что они приснились, но работа мозга происходила именно в спящем состоянии.
- И вот этот вот какой-то кураж, кайф от этого получаешь?
- Да.

- А вот расскажи, как вообще ты пришла в творчество? Ты много лет занималась чем-то таким рукодельным?
- Ну, я вязала со школы. Самое интересное, что вязать меня папа научил. Первые петли мне показал папа, вязал сидел сети рыбацкие. Он меня научил набирать петли для вязания на спицах. Причем это было не профессионально, он мне показал, как намотать чтобы вот этот ряд был. Мне, может, лет 10 тогда было. И «Наука и жизнь» у него любимый журнал, в котором была страничка по вязанию. И вот я, так сказать, по журналам и училась.
- Во сколько лет у вас дочь родилась?
- В 37.
- И все в жизни изменилось?
- Да, прямо резко. Не то, что это вдохновение, это просто, какой-то тоже, переворот, вкусы, когда меняется всё. То есть, если у меня там леопардовые простыни на постельном белье были, тут я всё на розовые голубые облака, розовые бабочки, всё это. И вот началось с того, что сначала панамочки вязала каждому платью, потом дальше, дальше. Ну и всегда встречаешь людей. У нас появился в городе конкурс, тоже вот вязание в парке Горького проводят. Пошла на конкурс. Там меня заметили, Янина Стебляцова. Она тогда была редактором журнала Пуговка. Вот она мне предложила описание делать.
- Это была какая-то подработка, работа? Что это, в каком качестве?
- Скажем так, что… На этом заработать ты не заработал, то есть тебе оплатили, это вот гонорары, они там копеечные. Ну это минута славы твоя.
- Значит журналы, описание, конкурсы, вязание дочери, дальше как ваша творческая карьера развивалась?
- Не хочется же вязать в сундучок. Хочется же людям показывать. А так как много проводится всяких конкурсов, у нас вот этот техникум, который в зеленой роще, где готовят всех таких товарищей, они много конкурсов проводят. Например, к универсиаде тоже проводился “Сибирский платок” конкурс.
- А, я помню. С часовней, да? Твой платок.
- Мой с вороной посередине. Глаза в середине ворона, в кокошнике. Задача была, да, современное видение картины Боярыня Морозова. И то есть тоже раз и прошла, причем там участвовали в конкурсе и художники, тоже начиналось все с эскизного.
- То есть это получается творчество, это вообще твоё самовыражение, показать такие красивые вещи, представить себя?
- Да, причём я на этом не зарабатываю.

- Скажи, пожалуйста, какой результат участия в этом подиуме случился? Какое место ты в конкурсе заняла?
- Это был конкурс. Там как бы то, что ты финалист, то что ты изготавливаешь эту коллекцию. Тебе материалы оплачивают. А коллекция остается тебе.
- То есть ты потом можешь демонстрировать, где-то в каких-то мероприятиях участвовать?
- Да.
- А квартиру не пришлось расширить?
- Расширить не пришлось, но пополнить там всякими манекенами и всё это. Сейчас проводятся ярмарки, вот сейчас вот этот вот кластер квадрат, то есть они тоже там приглашают.
- Знают, зовут уже, уже есть с чем зайти.
- Ну, и вот слово, которое я узнала, то есть для чего это надо, это есть люди достигаторы. Вот мне там объяснили, что я просто человек достигатор.

Автор интервью: Алёна Рябцева